Избранное сообщение

hа-эмуна ле-шма - Бескорыстная вера

Молитва  "Шма Исраэль" - квинтэссенция иудаизма - состоит из четырех частей .  Во второй части  (" ' ואהבת  את ה ...

пятница, 30 сентября 2016 г.

Восемь глав Рамбама. Из бесед Й.Лейбовича . Часть первая - 8

Перевод Д.Гавриэлов

Может ли учение о "трёх  душах" считаться научным ?

Все эти положения о душе , предложенные  греками и продолженные Рамбамом , не являются научными  в современном понимании исследовательского метода . В данном виде обсуждения отсутствует  научное познание , в рамках которого функционируют антропология или психология на сегодняшний день.
Перед нами  чисто философский взгляд на сущность человека.


Антропологический подход древних греков , обсуждаемый в данной главе , воспринимается нами как странный или даже наивный по своей простоте . Но , не заостряя внимания на примитивные формулировки , встречающиеся нам , суть проблемы "личности" не изменилась , а сохранилась актуальной и современном мире. Эта проблема может периодически пересматриваться и видоизменяться , но она пронизывает психологию и анропологию всех времён , вплоть до нашего.

Современная психоаналитика , не используя такие термины  , как "три души " , создаёт тройную синтетическую конструкцию , состоящую из сознания , подсознания и надсознания. И несмотря на методологический подход , с рациональной точки зрения это выглядит глупее , чем учение Галена , имеющее при всей своей наивности идейную глубину .

Во многих культурах , относительно сущности человека , существуют различные философские концепции , ставящие под сомнение саму идею "личности " человека  - я имею в виду Буддизм, а также учение о нирване , признающие лишь наличие " психических фактов" , но не "души" , у которой "много различных действий" .



Комментариев нет:

Отправить комментарий