Избранное сообщение

hа-эмуна ле-шма - Бескорыстная вера

Молитва  "Шма Исраэль" - квинтэссенция иудаизма - состоит из четырех частей .  Во второй части  (" ' ואהבת  את ה ...

понедельник, 26 сентября 2016 г.

Восемь глав Рамбама. Из бесед Й.Лейбовича . Часть первая - 6

Перевод Д.Гавриэлов

Верно ли отождествлять понятие "душа" с "сознанием" ?

Если только вы относите к нему и зубную боль. По сути , вы правы : человек , не осознающий боли , её не испытывает .

Мне кажется, что неверно сравнивать эти понятия. Древние греки , причислявшие душу растениям , не относили к ним сознание . В принципе , ни один человек не причислит сознание к миру растений . 


Абсолютно верно . В нашем случае речь идет о человеке , а не о растениях или животных.
Понятие "душа" не имеет строго человеческих рамок - это одно из категорий философского мышления о бытие . Как  было сказано ранее, явления , относящиеся к "душе" , не вытекают из  того    факта , что определенное тело является материей.  Поэтому , мы говорим , что у некого тела есть душа . Кстати , мы ещё не определили , что такое "душа" - мы говорили только о её функциях .

Если я не ошибаюсь , Кант должен быть солидарен с Рамбамом , когда он говорит о единстве перцепции .

Несомненно - это и есть "личность " ! Но , в противоположность  этому   , Фрейд , например , определил бы здесь три души , пренебрегая фактом , что он не использовал   термин "душа".

Вы , конечно , имеете в виду три  его  структурные  составляющие : сознание , предсознание и подсознание .

Эти понятия из области психиатрии , конечно .
А в нашем тексте  говорит  Рамбам , что есть такие , которые называют различные функции человека "душами ".

Комментариев нет:

Отправить комментарий