Продолжение первой главы Шмона праким ...
Перевод Д.Гавриэлов
И как было уже сказано в этой главе , это касается не только души человека , потому как его питательная функция не имеет ничего общего с аналогичной у лошади или орла .
...
Слово "питается " - единственное , что их объединяет .
Тоже самое можно сказать о слове "чувствует" у человека и животных. "Чувство" человека отличается от других животных , где каждый вид имеет свою отличную от других душу и следуемых из неё различных функций. И может показаться , что действия одних равны другим и у них общая природа , но это не так . Например , три объекта освещаются солнцем , луной и свечой . Все освещены , но от различных источников ( причин ) . Соответственно , источником "чувства" человека является его душа , "чувством" орла - его душа , а "чувством" лошади - её душа .
Понимание этого имеет большое значение и многие философы ошибались , приходя к не истинным суждениям по этому поводу .
То , что мы сейчас прочитали , основывается на определённой теории о душе, далекой от понятий нашего времени . Но ранние философы не считали эти представления теорией , а полагали , что описывают действительность.
...
Как вы понимаете , мы имеем здесь дело с различными причинами (источниками) , имеющими равные следствия (функции ) . По приведёному примеру , солнце , огонь и электрическая лампа излучают свет : одна функция , но разные причины .
Пример с "чувсвом" и тремя источниками света придуман Рамбамом ?
Нет. Он привёл его из "Топики" Аристотеля .
... когда известна причина , я могу сделать вывод о предмете , являющимся ее следствием . Если, например, нам известно, что в комнате горит лампа , то можно с уверенностью сказать, что в комнате есть свет , но никогда нельзя сделать вывод в противоположном направлении, то есть от следствия к причине . Это является одной из самых распространенных ошибок нашего сознания ! Моё знание о свете в комнате не означает , что причиной этому является лампа . Причины могут быть различны .
Это фундаментальный вопрос, имеющий большое значение для самых серьёзных теологических проблем . Например, можно ли что-либо сказать о Создателе мира , исходя из "мира" ? Другими словами, возможно ли достичь познания Бога из познания мира? Для Рамбама такой подход не приемлем абсолютно и понимание этого затрагивает самые глубинные основы веры .
Комментариев нет:
Отправить комментарий